Фотографии корреспондентов газеты "Известия"

Издательство "Планета", Москве, 1981

Снимки, вошедшие в этот альбом,— избранные произведения фотокорреспондентов газеты «Известия». Это выразительные, яркие, красноречивые штрихи той грандиозной фотолетописи, которая изо дня в день, из года в год ведется на страницах печати. Самые значительные события в жизни Страны Советов, многообразные свершения нашего народа, его будни со всеми заботами, радостями, надеждами и стремлениями отражаются зоркими объективами известинских фотомастеров. Многим их сегодняшним работам, кадрам непрерывного сиюминутного фоторепортажа, суждено со временем стать важными документами эпохи, образными свидетельствами того, чем жили и как героически трудились советские люди наших лет во имя счастья своего и грядущих поколений. А современник видит в этих остановленных мгновениях Истории самого себя — в вечном творческом поиске, в напряженном ритме созидания, в неуклонном движении к будущему.

 

Ради этого фотокоры «Известий», не зная устали, спешат со своими кофрами, аппаратами, сменными объективами во все края, во все стороны света, в любой час суток, в любую погоду. Ради этого едут, летят, плывут, а нередко и просто шагают неутомимые, упорные и вездесущие посланцы газеты, самые первые очевидцы всего того, что происходит в мире. Они провожают в звездный полет космонавтов и встречают их. Они там, где перекрывают реки и пускают первые агрегаты крупнейших электростанций, там, где рождаются научные открытия, производственные и спортивные рекорды. Они постоянно в «эпицентре» всего нового. Такая уж у них профессия.

Вглядитесь пристальнее в их снимки, и вы ощутите дыхание нашего времени, его характерные черты. Эти снимки демонстрируют не только профессиональную технику, не только огромный арсенал фотографических приемов и методов, виртуозное умение выбрать точку съемки, построить кадр, использовать освещение. В этих снимках и мастерство, и вдохновение, и безграничная любовь авторов к своему делу, любовь определенно взаимная, а потому вылившаяся в призвание и рождающая в результате то, что называется фотоискусством.

Старинная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это, бесспорно, справедливо; но, право же, какое счастливое свойство увидеть особым зрением, проникающим в суть явлений и предметов, увидеть и раскрыть их смысл, многоплановость, настроение и показать все это людям.

Одни снимки создаются мгновенно, в момент «репортерского везения» (а везение, как правило, сопутствует таланту); иные вынашиваются годами. В том и другом случаях эти снимки — плод огромной работы, большого творческого опыта, размышлений, исканий. Без всего этого невозможен подлинный художник. Именно эти качества присущи всем авторам данного альбома, людям, имеющим совершенно разные характеры, творческие манеры, свое художественное видение. Так и не нашел еще разрешения давнишний газетный спор: нужна ли фоторепортерам специализация? Следует ли им подразделяться на «первополосников» и «четвертополосников», мастеров по «производственным» портретам, по лирическим этюдам или по жанровым сценкам? А газете по-прежнему требуются снимки разных жанров, затрагивающие всевозможные темы, а времени на «добывание» их всегда минимум. Пока теоретический спор продолжается, молодой фотокор успевает стать универсалом высокого класса, как оно и случилось с каждым из представленных в этом альбоме фотожурналистов.

 

Специализация Сергея Смирнова — политический репортаж, взволнованный фоторассказ о событиях государственной важности. Читателям «Известий» хорошо знакомы его снимки, на которых запечатлены исторические визиты крупнейших партийных и государственных деятелей Советского Союза в зарубежные страны. Однако обратите внимание на фотографию «На альпийских лугах»: тающая в далеком тумане вереница горных хребтов, четко ощутимый воздух и простор, девочка, собирающая букетик альпийских цветов... Или снимок «Спектакль окончен» — усталая балерина, очаровательная в безыскусной «неизящной» позе с туфелькой-пуантом в руке, наедине с собой... Все это тоже работы Сергея Смирнова. Вот и получается, что у него широкая специализация. Он отображает все многообразие жизни, в самой гуще которой находится с аппаратом в готовности номер один.

Старейшина известинского фотоцеха, ровесник века, Анатолий Васильевич Скурихин трудится в своей газете несколько десятилетий. Его снимки рассказали об индустриализации и коллективизации страны, о строительстве Магнитки и Днепрогэса, о создании первых колхозов. Запомнились его фоторепортажи со строительства Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций и с других ударных строек восьмой, девятой, десятой пятилеток... И вместе с тем Скурихин известен нам и как пейзажист, и как фоторепортер, которому удаются разнообразные жанровые сценки.

Почти никогда фоторепортеры не расстаются с фотоаппаратом. Не то, что в командировку — в театр, в гости к друзьям берут с собой фотокамеру ленинградец Александр Стельмах, киевлянка Ирина Пап, харьковчанин Николай Максимов, ташкентец Рузмет Джуманиязов, москвичи Сергей Косырев, Юрий Инякин, Виктор Ахломов, Григорий Дубинский, Юрий Луньков, Александр Натрускин, целиноградец Борис Савельев. Воспринимая мир каждый по-своему, они заставляют нас чувствовать, сопереживать, беспокоиться и торжествовать. Вот почему возможен такой широкий диапазон, как у Сергея Смирнова, как у Анатолия Скурихина, или, скажем, как у Александра Стешанова: сопоставьте его феерический «Ночной полет» с величественно-монументальными панорамами «Кремль», «Стрелка Васильевского острова», «Господин Великий Новгород» с его же былинными «Кижами».

Конечно, у каждого из известинских мастеров с годами определилась излюбленная тематика, своего рода амплуа, влияющее на индивидуальный творческий почерк, на характер поисков и выбор изобразительных средств. Любимая тема Георгия Хомзора — цирковое искусство. Перед нами жанровые портреты корифеев манежа. Посмотрев на снимки Григория Дубинского «Приехал на гастроли» (слон, прибывший на гастроли цирка в персональном товарном вагоне), «Все родились весной» (тройка близнецов), «Мы ловим раков» (две восторженные девочки), мы можем, казалось бы, нарисовать себе мысленно образ этого ветерана газетно-журнальной фотографии — лукавого, смешливого, чуть ироничного, весьма ценящего шутку. Ведь в его снимках — одновременно и увиденное вовремя мгновение жизни, и добрая улыбка фотокора.
 
Но вот перед нами выполненные им же портреты Юрия Гагарина, Константина Симонова, Мариэтты Шагинян... Мыслью значительной, оригинальной, подчас даже парадоксальной неизменно отличаются лучшие снимки известинцев.
 
Работы многих авторов этого альбома неоднократно были отмечены призами, в том числе высшими, на Всесоюзных и Международных выставках, смотрах и конкурсах фотографии. Когда-то они, направляемые и подбадриваемые старшими своими товарищами, делали первые шаги в газетном фотоделе; сегодня у них самих, уже признанных и маститых, есть ученики и последователи. Так продолжается и развивается известинская школа фотомастерства.
 
Этот альбом не подводит итоги, он лишь заметная веха, знаменующая этап большого пути. Впереди у фотокоров «Известий» новые дороги, новые темы и, конечно же, новые творческие удачи.

Ваш свадебный фотограф, Алексей Рогалев