Scott Kelby. Цифровая фотография. Глава 3.

Скотт Келби. Профессиональный свадебный фотограф

Профессиональная съемка свадеб

Свадебную фотографию нужно сделать правильно с первого раза

Ваша жизнь спокойна и размеренна, и вы уже почти забыли, что такое всплеск адреналина в условиях смертельной опасности? Попробуйте поработать фотографом на свадьбе. Не беспокойтесь, такую работу не придется долго искать. Если у вас есть длиннофокусный объектив (200 мм или больше), работа сама вас найдет. Просто многие думают, что раз у человека есть большой объектив, то он профессиональный фотограф. Не верите? А вы попробуйте: заявитесь на свадьбу с "телевиком" (200 или 400 мм), и люди сразу начнут шарахаться от вас. Все решат, что вы профессиональный свадебный фотограф, нанятый для съемки торжественного мероприятия, а потому мешать вам нельзя. Это равносильно тому, что зайти на фабрику с планшетом в руках. Вас тут же примут за проверяющего и не станут ни в чем препятствовать. Добавьте к объективу фотожилетку, и перед вами откроются все двери, как будто у вас на груди бейджик с надписью "Пресса" (попробуйте — эффект действительно впечатляет). В общем, стоит вам обзавестись длиннофокусным объективом, как тут же оказывается, что кто-то из родственников собрался жениться, а денег на профессионального фотографа на свадьбу, конечно же, не хватает. Естественно, звонят вам: "У нас тут свадьба на днях, выручишь?" Разве можно отказать родственникам? "Не вопрос, для вас все сделаю в лучшем виде!" И вот кто, спрашивается, тянул вас за язык?

Пока все будут есть, пить, танцевать и веселиться, вам придется трудиться до седьмого пота и получить стресс, который испытывали только операторы радаров Японии, следящие за ядерными испытаниями в Северной Корее. Ни одно из событий свадьбы не получится повторить. Никаких "Подождите минуточку!", никаких вторых и третьих дублей, никаких оправданий. Представляете, что вас ждет, если невеста увидит неудачные свадебные фотографии? Так что чтение этой главы действительно может спасти вам жизнь.

Съемка в церкви в условиях слабого освещения

Свадебная съемка в условиях низкой освещенности

Для официальных снимков (таких, как групповая фотография с женихом и невестой, родственниками, свидетелями и т.п.) крайне желательно использовать штатив. Но при съемке в условиях недостаточного освещения (например, во время венчания в церкви) большинство снимков придется делать без штатива. И это представляет собой весьма серьезную проблему, поскольку при малейшем дрожании рук фотографии получатся смазанными (из-за низких значений выдержки, которые используются при недостаточном освещении). Так как же профессиональным свадебным фотографам удается получать четкие изображения при съемке в слабо освещенных церквях? В данном случае особое значение имеют два фактора.

  1. Следует увеличить значение параметра ISO (увеличить светочувствительность). Современные цифровые зеркальные фотоаппараты, особенно таких производителей, как Nikon и Canon, позволяют фотографировать с очень высокими значениями ISO без возникновения существенного цифрового шума. Так до каких же пределов можно увеличивать значение этого параметра? Как минимум ISO 800. Но во многих случаях можно использовать и более высокие значения, например ISO 1600 (или даже больше, в зависимости от фотоаппарата). При таких значениях гораздо проще фотографировать без штатива в условиях плохого освещения в церкви, не опасаясь сделать незначительное движение, которое при значении ISO 100 или ISO 200 может привести к катастрофическим последствиям.
  2. Кроме того, следует использовать объективы, которые позволяют задать минимальное числовое значение диафрагмы (например, f/1,4, f/2,8 или f/3,5), чтобы обеспечить попадание в объектив максимального количества света. Это очень помогает в условиях недостаточного освещения, позволяя создавать четкие, не размытые свадебные фотографии.
Полезный совет. Всем свадебным фотографам, которые делают снимки при очень высоких значениях ISO, пригодится подключаемый модуль для программы Photoshop под названием Dfine 2. С его помощью можно не только уменьшить количество цифрового шума, но и создать впечатление более гладкой кожи людей на фотографии. 

Мягкий и рассеянный свет вспышки

Мягкий и рассеянный свет вспышкиЕсли свадьбу приходится снимать в помещении со вспышкой, то на фотографиях будет виден слишком резкий переход между светом и тенью, что выглядит неестественно. Чтобы избавиться от этого эффекта и получить мягкий свет от вспышки, следует использовать рассеиватель (полупрозрачный щиток, который надевается на вспышку и рассеивает свет). Если вспышка вмонтирована в фотоаппарат, то можно приобрести такой рассеиватель, как Soft Screen Diffuser от компании LumiQuest (его стоимость составляет около 13 долларов). Если же вспышка подключается к фотоаппарату отдельно, то для нее следует использовать такой рассеиватель, как Westcott Micro Apollo Softbox стоимостью 36 долларов, который закрепляется непосредственно на устройстве для вспышки. С его помощью свет от вспышки будет равномерно рассеиваться и смягчаться. Качество освещения невесты, жениха и всех гостей торжества значительно улучшится. Таким образом можно добиться более профессиональных результатов, потратив на это весьма незначительные средства.

Мягкий и рассеянный свет вспышки на свадьбе

Другим методом получения мягкого рассеянного света является использование направленного света. Именно направленный свет позволяет избежать ситуации, когда все объекты на снимке выглядят плоскими. В этом случае речь пойдет о внешних вспышках, а не о встроенных, возможности которых, как вы вскоре поймете, весьма ограничены. Преимуществом внешних вспышек является то, что фотограф на свадьбе может изменять направление и угол наклона вспышки. Вместо того чтобы направлять вспышку прямо в лицо объекту съемки (в результате чего создается самое яркое и неподходящее освещение), лучше добиться отражения света от одной из двух возможных поверхностей.

  1. От потолка. Если потолок в помещении, в котором проводится съемка, белый (а шансы на это очень высоки), то вспышку можно направить на потолок под углом в 45° (как показано на иллюстрации), при условии, что высота потолков не превышает 3 м). В этом случае потолок поглотит часть света, а тот свет, который отразится на объект съемки, будет значительно мягче и не оставит ярко выраженных теней позади человека. Основные тени упадут на пол (и останутся за кадром). В каком же еще направлении можно развернуть вспышку?
  2. Ассистент (или друг) может расположить светоотражающий щиток (отражатель) слева или справа от фотографируемого человека, чуть выше уровня плеча. В этом случае вспышку следует направить в его сторону (т.е. влево или вправо). Часть света поглотится светоотражающим щитком, а другая его часть будет направлена на объект под определенным углом. Такой ситуации свет также не будет падать на объект прямо. Тени упадут с одной стороны от объекта съемки, что позволит придать изображению некоторую глубину (это своего рода аналог бокового освещения). 

Использование вспышки при съемке свадеб на открытом воздухе

Использование вспышки при съемке свадеб на открытом воздухеОдним из самых старых приемов профессиональных свадебных фотографов является использование вспышки при съемке на улице в солнечный день. На первый взгляд это звучит глупо, но только на первый взгляд. В солнечный день фотограф использует вспышку для смягчения резких теней на лицах фотографируемых людей, чтобы лица жениха и невесты выглядели более естественно при таких неблагоприятных условиях освещения (к тому же при использовании этого метода в глазах жениха и невесты на фотографии появляется приятный отблеск). Проверьте изображение на жидкокристаллическом экране фотоаппарата, дабы убедиться в том, что освещение удачно сбалансировано. Выше показана моя фотография, на которой я увлечен процессом съемки свадьбы. Обратите внимание на то, что вспышка не направлена прямо в лица участников торжества. Она немного повернута в сторону и чуть приподнята на угол 45°. В этом случае ее свет смягчает тени, а не делает их еще резче, что происходит тогда, когда вспышка направлена прямо на объект съемки. На расстоянии 2,5-3 м вспышка будет все равно эффективна, даже если направлена в сторону от снимаемой сцены.

Вот еще один совет по использованию вспышки при съемке на улице, который поможет сделать свет от вспышки не таким резким. Используйте кнопку компенсации экспозиции на вспышке. Она работает так же, как и обычная кнопка компенсации экспозиции, только по отношению к вспышке. Установите ее на значение -1. Теперь свет от вспышки поможет исправить затененные фрагменты, но не будет очевидным. 

Носите с собой запасные карты памяти

Носите с собой запасные карты памяти

Фотографируя все этапы свадьбы (подготовка, венчание, официальная часть и застолье), профессиональный свадебный фотограф нередко может сделать до 750 снимков. В любом случае количество снимков исчисляется сотнями. Ни один фотограф не хотел бы, чтобы в самый ответственный момент в фотоаппарате закончилась пленка (другими словами, чтобы памяти фотоаппарата не хватило для завершения съемки всей свадьбы). Поэтому при себе обязательно нужно иметь несколько запасных карт памяти. Если они будут под рукой (во внутреннем кармане или в кошельке), то при заполнении одной карточки фотограф сможет продолжить съемку уже через несколько секунд. Существует закон невезения, по которому карты памяти в фотоаппарате переполняются именно в самый ответственный момент свадьбы. Если при этом фотографу придется приложить усилия по поиску карт памяти (у себя в сумке, которая лежит в другом конце зала, в своей машине или в другой комнате), то он рискует пропустить и не запечатлеть самые важные кадры дня (я проверил это на своем горьком опыте). Поэтому карты памяти должны быть всегда при фотографе, чтобы их замена не отняла у него больше 10 с.


Официальная часть: кого фотографировать первым



После росписи или венчания принято делать официальные портреты жениха и невесты со свидетелями, родственниками и другими гостями. При этом сложно всех сфотографировать так, чтобы каждый был на своем месте. Этот процесс может длиться от 30 минут до трех часов, в зависимости оттого, как фотограф все организует. Чтобы максимально ускорить процесс, следует собрать всех, кто нужен фотографу, в одном месте и, пока они сидят, сделать портреты жениха и невесты (почему именно в такой последовательности, станет понятно чуть позже). Затем сфотографируйте самые большие группы (семейные фотографии) и группы поменьше (например, портреты с бабушками и дедушками). Сфотографировав их, отправляйте всех в комнату ожидания. И так до тех пор, пока вновь не останетесь наедине с женихом и невестой. Если не организовать все подобным образом, то те гости, которые не вышли в комнату ожидания, будут постоянно путаться под ногами, а для съемки портрета придется ждать, пока не найдется двоюродный брат, который непонятно где ходит. Отпускать жениха и невесту сразу нельзя. Они должны уйти последними, хотя бы потому, что застолье начинается только после их появления. После этого можно сделать менее масштабные портреты, которые обычно лучше всего раскупаются гостями. Упростите себе жизнь — начинайте со съемки больших групп и заканчивайте съемкой маленьких групп и отдельных пар. 


Официальный портрет: на кого наводить резкость

Официальный портрет: на кого наводить резкость

При съемке групповых портретов следует подобрать такое значение диафрагмы, чтобы все лица получились на фотографии четкими. Попробуйте использовать значение f/11 для разумной глубины резкости. На кого же эту резкость наводить? Если гости построились в несколько рядов (один за другим), то в такой ситуации и поныне действует старое и эффективное правило: наводить резкость на глаза людей, стоящих в первом ряду. За счет глубины резкости все остальные ряды получатся достаточно четкими. Если же резкости на первом ряду нет, то такую свадебную фотографию можно сразу выбросить.

Как заставить людей не моргать

Как заставить людей не моргать

При фотографировании пяти или более человек хотя бы один из них обязательно моргнет в момент съемки и на фотографии получится с закрытыми глазами. Впрочем, не стоит слишком переживать по этому поводу, поскольку я собираюсь поделиться приемом, который сведет к минимуму подобную проблему. Когда фотоаппарат настроен и фотограф готов к съемке, следует попросить всех позирующих закрыть глаза, а на счет "три" открыть их и улыбнуться. После этого желательно выдержать небольшую паузу и сделать снимок. При съемке групповых портретов я всегда говорю: "Итак, все закрыли глаза. А теперь приготовились их открыть. Три, два, один... открыли". После этого я в уме считаю до одного и только после этого делаю снимок. Этот элементарный метод творит чудеса.

Застолье: как заставить гостей танцевать

Сфотографировать танцующих людей не так уж просто. Если использовать вспышку (как поступает большинство), то движение на фотографии никак не отобразится. Возникнет впечатление, будто люди неподвижно стоят, только в несколько странных позах. Меня не перестает удивлять, как танцующие в хороводе люди на фотографии похожи на полицейских, стоящих в оцеплении. Фотоаппарат не может передать движение, если фотограф не даст ему соответствующих инструкций. Один из приемов связан с использованием самого фотоаппарата и называется панорамированием (panning).

Сфотографировать танцующих людей не так уж простоСледует водить фотоаппаратом за танцующим человеком (это может быть невеста, жених или один из свидетелей). Если использовать при этом длинную выдержку, то все остальные люди на фотографии получатся несколько размытыми, что создаст впечатление движения (как будто они танцуют). Размытие можно также добавить после съемки с помощью программы Photoshop. Для начала потребуется скопировать фоновый слой изображения. Затем нужно воспользоваться командой FiltersBlur-->Motion Blur (Фильтр-->Размытие-->Размытие в движении). В открывшемся диалоговом окне задайте значение 0° для параметра Angle (Угол) и увеличивайте значение параметра Distance (Расстояние) до тех пор, пока на изображении не появится требуемая иллюзия движения. Последним этапом будет использование инструмента Eraser (Ластик). Следует выбрать большую кисть с мягкими краями (такую, как кисть soft round 200-pixel) и удалить эффект движения с объекта, на котором сфокусировано внимание (это может быть невеста, жених и др.). В результате центральная фигура будет выглядеть на фотографии четко, а все окружающие будут несколько размыты, создавая эффект движения. 

Главное задание — запечатлеть невесту

Главным объектом пристального внимания на любой свадьбе является невеста. Поэтому фотографу следует уделять основное внимание именно ей (и во время предсвадебных приготовлений, и во время венчания, официальной церемонии, а также во время застолья). Следите за невестой, как за капитаном команды при съемке футбольного матча. Этот совет особенно актуален, если фотограф хочет еще и продать сделанные фотографии, поскольку именно невеста (прямо или косвенно) будет решать, какие из фотографий приобрести. На фотографиях невеста должна выглядеть основной звездой шоу (фотографии двоюродного брата продаются значительно хуже).

Главное задание — запечатлеть невесту

Официальная часть: уровень установки фотоаппарата

При съемке официальных портретов очень важен уровень установки фотоаппарата. Если установить фотоаппарат неправильно, то определенные части тела на фотографии могут оказаться искаженными (например, слишком большими). Это мало кому понравится. Поиск оптимальной высоты для создания профессионального портрета очень важен. Ниже приведено несколько полезных советов.

  • Портрет в полный рост: установите фотоаппарат (на штативе) на уровне талии невесты (естественно, при этом свадебному фотографу придется согнуться в неудобной позе, но приложенные усилия того стоят). Объектив должен быть направлен прямо (а не в лицо невесте).
  • Портрет на 7/8: установите фотоаппарат (на штативе) на уровне груди невесты. Объектив должен быть направлен прямо.
  • Крупный план: установите фотоаппарат (на штативе) на уровне глаз невесты или немного выше.

Официальная часть: обрезайте изображение правильно

ДЛЯ создания профессионального портрета не следует обрезать изображение по суставу человека (другими словами, нижний край изображения не должен проходить по чьему-либо локтю или колену, а боковой край не должен проходить по линии кисти или локтя). В общем, край фотографии должен находиться как можно дальше от коленей, локтей и кистей. Если на фотографии приходится обрезать руку или ногу, то делать это следует где угодно, но только не на суставе. Договорились?

Официальная часть: стройте композицию вокруг жениха и невесты

Существует весьма распространенный и удобный формат съемки официальных групповых портретов: жених и невеста становятся центральным объектом портрета, а все остальные лица выстраиваются вокруг них (свидетели жениха, свидетели невесты, бабушки и дедушки, крестные и др.). Если использовать жениха и невесту в качестве отправной точки при формировании композиции, то съемка групповых портретов станет максимально простой (конечно, насколько это возможно по отношению к групповым портретам).

Официальная часть: создание фона

При съемке официальных портретов фон должен оставаться фоном — и не больше. Чтобы следовать этой рекомендации, нужно выбирать максимально простой фон. В данном случае чем проще, тем лучше. Не следует на открытом воздухе искать фон с эффектным водопадом, Зб-ю видами растительности и гроздьями цветов, свисающих с деревьев. Такой фон будет отвлекать внимание от основного объекта официального портрета, и в целом фотография получится не очень удачной (хотя никто не сможет сказать, почему именно). К тому же, если впоследствии фон придется ретушировать с помощью инструментов программы Photoshop, то чем менее насыщенным будет фон, тем проще будет процесс ретуширования.

Еще один полезный совет: старайтесь менять фон при съемке официальных фотографий. Если в свадебном альбоме снова и снова будут встречаться фотографии с одним и тем ! же фоном, то это может быстро утомить зрителя. Сделав несколько серий снимков, используйте любой доступный поблизости максимально простой фон для еще одной серии I снимков, чтобы свадебный фотоальбом не получился слишком однообразным.

Крупные планы и их выбор

Фотожурналистский стиль освещения свадеб сегодня очень популярен среди фотографов (в данном случае свадьба представляется как история, подготовленная для журнала или газеты). Одной из важных задач при использовании этого стиля является запечатление мельчайших деталей свадьбы (и особенно тех деталей, которые можно увидеть только за кулисами самого торжества). Ниже я привожу список деталей, на которые стоит обратить особое внимание. Все отснятые сюжеты и детали можно использовать как отдельные фотографии в альбоме или же в качестве фона для других свадебных фотографий.

  • Туфли невесты
  • Платье невесты на вешалке
  • Фата невесты, ее ожерелье и т.п.
  • Пригласительные на свадьбу
  • Ноты тех произведений, которые исполнялись на свадьбе
  • Книга пожеланий гостей (в которой уже кто-нибудь расписался)
  • Бокалы молодых для шампанского
  • Таблички с именами приглашенных
  • Обручальные кольца (которые можно сфотографировать на пригласительной открытке, усеянной лепестками роз)
  • Авиабилет на острова, где пройдет медовый месяц
  • Ноты или компакт-диск с мелодией для первого танца молодых
  • Запонки жениха
  • Букет невесты
  • Любая интересная деталь одежды невесты 

Изменение точки съемки

Каждому фотографу хочется сделать снимок, который будет отличаться от других и который все запомнят. Иногда для этого достаточно поменять точку съемки и попробовать сфотографировать молодую пару и гостей с более высокой точки (из открытого окна на втором этаже, с балкона, с моста и т.п.) Если такие точки для съемки недоступны, попробуйте воспользоваться лестницей. Естественно, следует быть максимально осторожным, поскольку фотограф с дорогим оборудованием на лестнице — это сюжет, который уже давно используется в Голливуде во множестве комедий. С этой точки можно заснять свидетелей или жениха с невестой в очень интересном ракурсе.

Идеальное освещение для съемки невесты

Практически на каждой свадьбе можно найти место с просто сказочным освещением. Стоит только поискать его. Но даже когда подобное освещение будет найдено, нужно знать, что с ним делать. Конечно же, речь идет о естественном свете из окна (при таком освещении очень сложно сделать плохую фотографию). Фотографу нужно найти окно, в которое не попадают прямые солнечные лучи (практически идеально подходят окна с северной стороны здания, через которые в помещение проникает мягкий рассеянный свет). Когда такое окно найдено, нужно определить, как расположить возле него невесту или жениха. Лучше всего попросить невесту встать на расстоянии 2-2,5 м от окна, чтобы рассеянный свет максимально мягко падал на ее фигуру. Подобное место идеально подходит для создания фотографий невесты, невесты с матерью или невесты с отцом до начала официальной церемонии.

Фотографии невесты с родственниками и гостями

Фотографии невесты с родственниками и гостями

Чтобы на фотографии создать ощущение близости, при съемке невесты с родственниками и с женихом нужно расположить их головы как можно ближе. На словах подобная задача кажется несложной. Но на практике головы позирующих оказываются на внушительном расстоянии друг от друга. Оба человека действительно будут выглядеть естественно, но ощущения близости полученная фотография не даст. Приходится постоянно напоминать жениху и невесте держать головы как можно ближе, поскольку для них эта поза при фотографировании непривычна и кажется неестественной. Попробуйте не забыть этот совет при съемке очередной свадьбы, и сами увидите, насколько изменятся фотографии в лучшую сторону (см. цветную вклейку).

Когда применять широкоугольный объектив

 широкоугольный объектив на свадьбе

На свадьбах есть три момента, для съемки которых следует использовать широкоугольный объектив. Первый момент — это осыпание молодых рисом (или тем, что используют согласно местным традициям). Фотографу в этот момент важно заснять не только жениха и невесту, но и людей вокруг, которые посыпают их рисом (или конфетами и мелочью). Во второй раз широкоугольный объектив пригодится в церкви, чтобы заснять максимально полную картину венчания. И наконец, в третий раз желательно воспользоваться широкоугольным объективом, когда гости вступят в борьбу за брошенный букет невесты или за ее подвязку. Фотографируя перечисленные моменты, не следует ограничиваться одним снимком. Это именно та ситуация, в которой несколько снимков подряд дадут максимальный эффект.

 

Создание резервных копий

Свадьба — это событие, которое нельзя повторить, а потому у фотографа не будет шанса сделать повторные снимки. Если карточка памяти фотоаппарата переполнена и фотографу пришлось ее заменить, то следующим обязательным шагом должно стать копирование файлов изображений с изъятой карточки памяти на жесткий диск. Я рекомендую использовать устройства Epson Р-6000 или Р-7000 (которое показано на иллюстрации). Оба устройства позволяют просто вставить карточку памяти CompactFlash и скопировать все нужные файлы без использования компьютера. Я ношу устройство Р-7000 в сумке с аксессуарами. Как только карточка памяти фотоаппарата полностью заполняется, я вставляю ее в это устройство и нажимаю кнопку Сору (Копировать). Через несколько минут резервные копии всех файлов изображений будут сохранены на жестком диске. Сразу по возвращении в студию я копирую все файлы на внешний жесткий диск компьютера. Таким образом, у меня остаются две резервные копии каждой фотографии, сделанной на свадьбе. Без резервных копий фотографу приходится всецело положиться на надежность карт памяти фотоаппарата. Представьте, как вы будете объяснять жениху и невесте, что из-за сбоя карты памяти значительная часть фотографий их свадьбы безвозвратно утеряна. Такой крайне неудобной и неприятной ситуации можно избежать, если потратить всего несколько минут на создание резервных копий. 

При съемке в формате JPEG используйте стандартные значения параметра White Balance (Баланс белого)

При съемке с использованием формата RAW о балансе белого можно не беспокоиться, выбрав команду Auto White Balance (Автоматический баланс белого), поскольку это значение можно будет легко изменить впоследствии с помощью программы Photoshop. Но большинство фотографов, которые профессионально занимаются съемкой свадеб, снимают в формате JPEG, чтобы на карточке памяти поместилось больше снимков и чтобы они быстрее сохранялись на карточке. В таком случае лучше использовать стандартные значения баланса белого, заданные производителем фотоаппарата, которые максимально соответствуют условиям съемки (от выбора этого параметра зависит точность передачи всех цветов на изображении). Если значение баланса белого задано неверно, то на изображении может появиться преобладающий оттенок и фотография будет выглядеть слишком желтой или слишком синей и т.п. К счастью, правильно настроить этот параметр значительно проще, чем кажется, что помогает сэкономить время на обработке фотографий с помощью программы Photoshop. Для настройки данного параметра достаточно войти в меню фотоаппарата и выбрать самый подходящий вариант баланса белого. При съемке в обычном помещении нужно выбрать значение Incandescent (Искусственное освещение), а при съемке на открытом воздухе — значение Daylight (Дневной свет). Если съемка производится с использованием вспышки, то для параметра White Balance (Баланс белого) следует выбрать значение Flash (Вспышка). Все действительно очень просто.

При съемке в формате JPEG используйте стандартные значения параметра White Balance (Баланс белого)