Начало

Знакомство с Lightroom. Продолжение

Adobe Lightroom — незаменимый инструмент для свадебного фотографа, который не хочет запутаться в тысячах своих снимков. Эта глава расскажет про идеологию Lightroom, а также про но вые возможности, появившиеся в третьей версии программы.

Глава 1 : Знакомство с Lightroom

Назначение

«Программа Adobe Photoshop Lightroom позволяет организовать эффективную работу с цифровыми снимками. Благодаря Lightroom вы можете меньше времени проводить перед монитором и больше — с фотоаппаратом». Примерно так (со скидкой на мой вольный перевод) на официальном сайте компании Adobe описывается назначение Lightroom.

В переводе с английского Lightroom означает «светлая комната», то есть программа задумывалась как цифровой аналог «темной комнаты», в которой свадебные фотографы проявляли пленки, печатали снимки и выполняли прочие почти магические манипуляции. А Lightroom представляет те же возможности для цифрового фотографа — в ней есть все необходимое, чтобы «проявить» и «напечатать» цифровые фотографии в соответствии с совре- менными стандартами качества и (что немаловажно) веяниями моды.

Итак, какие же возможности дает Lightroom свадебному фотографу и стоит ли ради них отказываться от других, уже ставших родными программ? Сейчас мы перечислим только основные возможности, а более подробно они будут рассмотрены далее.

Сразу после съемки Lightroom позволяет автоматически скопировать отснятый материал в указанное место, во время копиро- вания переименовать файлы по заданному шаблону, отсортиро вать по дате съемки, сделать резервные копии, преобразовать RAW-файлы в формат DNG.

Снимки в Lightroom можно просматривать, сравнивать друг с другом, сортировать по различным параметрам (например, по дате съемки, по фокусному расстоянию, по используемой камере), а также назначать им рейтинг и присваивать ключевые слова для удобства поиска.

В Lightroom имеются широкие возможности для обработки снимков — там есть как привычные инструменты для тоновой и цветовой коррекции, так и весьма удобные и оригинальные инструменты для тонирования изображений, перевода цветных снимков в монохромные, художественного виньетирования и добавления зерна. Разумеется, традиционные инструменты кадрирования и ретуши тоже присутствуют.

Естественно, просто инструментами сейчас сложно кого-либо удивить, поэтому в Lightroom припасено нечто большее, а именно — средства потоковой обработки снимков. Разбирая снимки после какого-то события, часто оказывается, что несколько кадров были сделаны в одинаковых условиях освещения — в таком случае Lightroom позволяет выполнить настройки только для одного снимка, а к остальным кадрам серии применить те же настройки в два щелчка мыши. При этом вы не просто экономите массу времени, но и обеспечиваете идентичность параметров на снимках серии, а значит, рассматривая два отпечатка рядом, вы не увидите несогласованности в цветах и тоне, которую легко допустить, выполняя коррекцию на глаз.

Другое средство автоматизации в Lightroom называется пред установкой (preset) — это некий сохраненный набор параметров обработки, который можно быстро применить к изображению. В Lightroom имеется изрядное количество стандартных предустановок, например для имитации тонирования или кросс-процесса. Кроме того, вы всегда можете сохранить в виде предустановки удачную «формулу» обработки снимка, а затем применять ее по мере необходимости к другим изображениям. Использование предустановок может стать хорошей основой для творческой обработки снимков.

Обработанные изображения можно просто сохранить на диске — эта процедура в Lightroom называется экспортом, а можно напечатать на принтере, создать из них слайд-шоу или веб-страницу. Ко всему прочему, Lightroom может автоматически отправлять изображения на сервис Flickr; можно также «научить» эту программу работать с другими веб-сервисами, например с Яндекс. Фотки.

Таким образом, Lightroom является идеальным решением для свадебных фотографов, которым приходится обрабатывать и каталогизировать большое количество снимков. А вот для тщательной ретуши и глубокой обработки единичных кадров лучше подойдет Photoshop. На практике удобно выполнять первичную коррекцию снимков в Lightroom, а затем отправлять некоторые снимки в Photoshop для доработки. Однако попробовав работать в Lightroom, вы обнаружите, что Photoshop требуется не так уж и часто, и большинству снимков достаточно обработки в «светлой комнате».

Идеология

Lightroom не похож на другие программы обработки изображений, хотя многие считают его аналогом связки Bridge и Photoshop. Для более эффективной работы нужно хотя бы кратко ознакомиться с внутренним устройством Lightroom.

Одна из особенностей Lightroom — модульная структура. Для основных этапов обработки изображений в Lightroom предусмотрены отдельные модули. Работая с одним и тем же набором изображений, свадебный фотограф может переключаться от модуля к модулю, получая требуемые наборы инструментов и команд. Таким образом, все нужные инструменты всегда находятся под рукой, а рабочее пространство излишне не загромождается.

Одним из основных принципов, положенных в основу Lightroom, является неразрушающее редактирование. Это принцип означа ет, что все операции редактирования, которые вы выполняете, не применяются непосредственно к изображениям, а сохраняются в виде инструкций. Такой подход имеет массу преимуществ. Во-первых, вы можете экспериментировать с любыми настройками и вариантами обработки — оригиналы файлов не пострадают. В результате вы легко можете вернуться к редактированию любого изображения и изменить (или отменить) любые параметры, установленные вчера или месяц назад. Во-вторых, это позволяет экономить дисковое пространство: чтобы создать несколько вариантов обработки одного снимка, вам не нужно делать несколько копий файла (рис. 1.1)!

 Lightroom — модульная структура

Рис. 1.1. Lightroom позволяет легко создать несколько вариантов обработки для одного изображения


Обратной стороной неразрушающего редактирования является повышенные требования к ресурсам. Еще бы — ведь чтобы отобразить снимок на экране, программа должна быстро применить к оригинальному изображению все сделанные изменения, а затем показать полученный результат. Этот процесс называется рендерингом, или визуализацией, и требует некоторого времени.

Вся информация об изображениях, выполненных операциях редактирования, присвоенных ключевых словах — обо всем, что вы делали с изображениями, сохраняется в каталоге Lightroom. Фактически, каталог представляет собой базу данных со всеми сведениями об изображении и миниатюрами снимков. Миниатюры представляют собой копии снимков в небольшом размере и используются для быстрого вывода картинки при просмотре. Чтобы начать работать с изображениями в Lightroom, их необходимо импортировать в каталог. В процессе импорта в каталоге создаются начальные записи об изображениях, включающие сведения об имени файла, расположении, метаданных и т. д.

Изображения и сведения об их обработке хранятся в Lightroom раздельно. На практике это дает определенные преимущества. Так, при выполнении резервного копирования вы можете делать резервные копии оригиналов снимков всего один раз (например, сразу после съемки), а затем регулярно копировать сравнительно небольшой каталог Lightroom. Чтобы получить обработанные изображения в виде файлов, требуется выполнить противоположную операцию — экспорт изображений. На данном этапе вы определяете, например, размер и формат сохраняемых изображений. Это очень удобно, так как позволяет экспортировать одну и ту же серию снимков с разрешением 900×600 пикселов для публикации в дневнике и с максимальным разрешением для печати. При этом во время обработки снимков вам не придется задумываться о будущем размере изображений.

Новое в Lightroom 3

В мае 2010 года компания Adobe выпустила новую, третью версию Lightroom. Если вам приходилось раньше работать с Lightroom, вам будет интересно узнать про новые возможности этой программы. Если же у вас возникнет вопрос о том, стоит ли переходить на новую версию, ответ будет простым: однозначно стоит. Кроме косметических изменений, которые, конечно, делают работу более приятной, но по сути ничего не меняют, в третьей версии появились новые алгоритмы обработки изображений (Process 2010). В большинстве случаев они дают лучшую картинку, однако если по какой-то причине новые алгоритмы покажутся вам  неприемлемыми, вы без проблем можете использовать старые (Process 2003). Кроме того, программа Lightroom 3 заметно быстрее выполняет операции импорта и отображения снимков.

Первое, с чем вам придется столкнуться в новой версии, — обновленный диалог импорта (рис. 1.2). Теперь он стал похож на основное рабочее пространство Lightroom — слева и справа панели настроек, в центре — миниатюры изображений. Главное отличие заключается в том, что в старом диалоге нужно было сначала выбрать каталог для импорта и только после этого можно было просмотреть его содержимое. В новом диалоге можно просматривать изображения, входящие в различные каталоги на вашем компьютере. Кроме того, Lightroom теперь умеет импортировать видео, снятое камерой, — таким образом, появилась возможность копировать все файлы с карты памяти в одной программе.

Новое в Lightroom 3 для свадебного фотографа

Рис. 1.2. Хотя новый диалог импорта выглядит непривычно, реально он удобнее предыдущего

Подавление шумов в Lightroom 2.5  

Рис. 1.3. Подавление шумов в Lightroom 2.5 (слева) и в Lightroom 3 (справа)

Подавление шумов в Lightroom 3

Рис. 1.4. Lightroom позволяет добавить зерна к изображению: исходный снимок (слева) и снимок с добавленным зерном (справа)

В новой версии существенно изменены алгоритмы шумоподавления и добавлены новые варианты настройки. На рис. 1.3 показаны настройки панели Detail (Детализация) для версий 2.5 и 3.0. Кадр был сделан камерой Nikon D700 ночью из окна автобуса при чувствительности ISO 25 600. Хорошо видно, что при одинаковых настройках шумоподавления более старая версия Lightroom отображает картинку гораздо грубее — изображение распадается на цветные пятна, в то время как на изображении в Lightroom 3 шум гораздо менее назойлив.

Кроме подавления шумов, в Lightroom появилась прямо противоположная возможность, используемая при творческой обработке свадебных фотографий. С помощью параметра Grain (Зерно) можно «подсыпать» зерна к снимку, стилизовав изображение под высокочувствительную пленку (рис. 1.4).

Теперь при экспорте снимков стало легко добавлять к ним «водяной знак» — произвольную подпись с информацией о свадебном фотографе, месте съемки и т. п. Подпись может быть как текстовой (из одной или нескольких строк, как показано на рис. 1.5), так и графической — с поддержкой прозрачности. «Водяные знаки» можно разместить в произвольном месте изображения, задать масштаб. В предыдущих версиях такое было возможно только с помощью подключаемых модулей сторонних производителей наподобие LR/Mogrify.

Важное изменение коснулось работы с кривыми. В третьей версии доступна не только параметрическая кривая (в которой форму кривой можно изменять четырьмя параметрами: Highlights, Lights, Darks и Shadows), но и точечная, как в Camera Raw (рис. 1.6). Теперь кривую можно изменять произвольным образом, получая желаемые эффекты. К сожалению, настраивать кривые отдельно по цветовым каналам в Lightroom 3 по-прежнему нельзя.

Инструмент Lens Correction позволяет корректировать пер- спективные искажения снимка, выполнять хроматические аберрации и виньетирование. Для ряда объективов имеются стандартные профили, позволяющие автоматически скорректировать дисторсию и виньетирование. Перспективу снимка и коррекции, вносимые объективами, можно попытаться исправить вручную (рис. 1.7).

Инструмент Lens Correction  в Lightroom 3

Рис. 1.5. При импорте на изображение можно поместить «водяной знак»

В новой версии есть еще много изменений, например можно сохранять слайд-шоу в видеоформате, создавать собственные макеты печати, выполнять быстрый экспорт снимков. Обо всех нововведениях вы узнаете из следующих глав книги.

тоновая кривая в Lightroom 3

Рис. 1.6. Теперь кривую в Lightroom можно в бук вальном смысле завязывать в узлы

Коррекция искажений снимка в Lightroom 3

Рис. 1.7. Коррекция искажений снимка

Делее: Часть 3. Модули Lightroom

 


 

Учебник "Adobe Lightroom 3. Практическое руководство фотографа" представлен исключительно для ознакомления, после прочтения вы обязательно должны удалить его, а за покупкой оригинала обратиться к автору или в издательство.

Глава 1. Знакомство с Lightroom.

Глава 2. Библиотека.

Глава 3. Обработка изображений

Глава 4. Локальная коррекция изображений

Глава 5. Эффективная обработка изображений

Глава 6. Экспорт и резервное копирование

Глава 7. Публикация изображений

Приложение. Клавиатурные сокращения.


Ваш свадебный фотограф Алексей Рогалев.